Наше агентство гарантирует клиентам полную безопасность и доступные цены, поэтому работать с нами выгодно всем, кто решил инвестировать деньги в жилье Крыма.
Обращайтесь в АН "ЕВПАТОР"
Государству не нужен сильный рубль. Поэтому гражданам остается только смириться с высокой инфляцией и нестабильными курсами валют.
Даже невозможность более-менее близко предсказать будущие колебания курсов не отпугивает россиян от инвестиций в валюты. Неблагоприятная макроэкономическая ситуация не оставила им других инструментов инвестирования.
Инфляция обгоняет
В сентябре, по данным Росстата, недельная инфляция составляет 0,1-0,2%. За период с начала года до середины сентября российские деньги обесценились на 9,8%. Если эти темпы сохранятся до конца года, то годовая инфляция достигнет 15,8%.
Но министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что по итогам 2015 года инфляция в России не превысит 13%. Прогноз Банка России сходный – инфляция будет на уровне 12-13%.
Уточним: финансисты традиционно к официальным прогнозам относятся с осторожностью. «В свое время старшие товарищи учили меня прогнозировать инфляцию в США по заявлениям главы ФРС, – в ходе конференции ИК “Финам” пояснил генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. – Если он говорит, что инфляция будет 5%, значит, будет 6%. И он это знает. Потому что если он скажет 6%, то будет 7%». По словам эксперта, представители власти априори стараются давать максимально позитивные прогнозы. «Внушение бодрости в сочетании с практическими мерами – это нормальная политика любого нормального государства», – подчеркивает специалист.
Значит, в реальности следует ожидать, что годовая инфляция в РФ окажется выше обещанной – 14-16%. Для справки: сегодня обычной считается банковская ставка по депозитам в 12% годовых, хорошей – 13%. То есть банковские рублевые вклады не защищают накопления от инфляции.
Валюты не запретят
Наблюдаемая с конца прошлого года нестабильность валютных курсов подтолкнула ряд политических деятелей к популистским заявлениям. Предложения вообще запретить в России операции в иностранной валюте стали звучать все чаще. Дело дошло до того, что Банк России был вынужден обнародовать свою позицию по данному вопросу. «Введение таких административных барьеров приведет к возвращению черного рынка валюты, – говорится в комментарии ЦБ. – Для российских компаний это обернется увеличением издержек, а также может привести к росту количества сомнительных операций и в целом негативно сказаться на криминогенной обстановке. Напомним, что решения о запрете или ограничении хождения валюты ни в одной стране, где они применялись, не привели к тому, что ее экономика стала сильнее».
В возможность запрета валютных операций в обозримой перспективе не верят и эксперты. «Это крайне непопулярный шаг перед выборами, – поясняет заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК “Церих Кэпитал Менеджмент” Андрей Верников. – Сейчас – не ко времени».
«А какой от этого будет смысл? Валютной выручки у экспортеров сейчас достаточно, уровень резервов пока не настолько критичен, а текущая девальвация рубля позволяет эффективно верстать бюджет», – уточняет руководитель аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев.
Итак, доллары и евро останутся на российском рынке, например, как инструмент сохранения сбережений физлиц. И курсы валют по-прежнему будут иметь для россиян большое значение.
Волатильность навсегда
Давать прогнозы по будущим курсам крайне затруднительно. «Надо сказать, что большинство прогнозов делается по тренду, – признает Андрей Верников. – Точки разворота тренда мало кто угадывает». Проще говоря, при падающем рубле аналитики не мудрствуя лукаво будут заявлять, что падение продолжится, при растущем – что рубль будет укрепляться и впредь.
«До конца года у нас еще несколько месяцев, период налоговых выплат, не одно заседание ЕЦБ и ФРС, а также ряд других событий. Поэтому давать какие-то точные прогнозы, даже в среднесрочной перспективе, – занятие неблагодарное», – соглашается первый заместитель генерального директора Энергомашбанка Ольга Щербакова.
С уверенностью можно утверждать только то, что к нестабильности курсов следует привыкать. Как поясняет руководитель аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев, отпустив рубль в свободное плавание, из двух зол ЦБ выбрал меньшее. Переход к фиксированному курсу означал бы гораздо более резкую девальвацию валюты и резкое снижение покупательной способности денежных средств населения с массовым оттоком активов из банковской системы.
При этом власти не беспокоятся, что россияне теряют доверие к рублю. «К валюте развивающейся страны, а Россия таковой является, в принципе не может быть доверия. Если оно у вас было, то надо как можно скорее от него избавляться, – подсказывает научный руководитель научно-исследовательского центра “Неокономика” Олег Григорьев. – И строить все бизнес-процессы (а также жизненные планы) с учетом сильных валютных рисков».
«Россия находится примерно на 50-55-м месте по уровню экономического развития. Валюта такой страны устойчиво стабильной быть не может. Тем более при инфляции типа 10% в год, – уточняет Сергей Пятенко. – Для экономической политики есть ряд целей, и все достичь невозможно. Поэтому в каждой ситуации надо чем-то жертвовать».
Наконец, Андрей Верников отмечает, что для властей выполнение базовых социальных обязательств перед выборами важнее, чем стабильный курс рубля. «А доверие к рублю у нас пропадает раз в восемь лет примерно, если не чаще, – иронизирует аналитик. – Доверием к рублю можно пожертвовать».
Цифры в студию
По словам начальника отдела операций на денежном рынке банка «Союз» Степана Романова, основными факторами, ведущими к изменению курса рубля, являются динамика мировых цен на нефть; ситуация с экономикой Китая; ожидания и фактические изменения ставок ЦБ РФ, ФРС США. На второй план отошли такие факторы, как геополитическая обстановка и санкции; изменение темпов роста экономик РФ, США, ЕС; изменение рублевой и валютной ликвидности.
При любом экономическом планировании приходится опираться на определенные цифры. Поэтому аналитики все-таки вынуждены давать прогнозы. Так, в первой декаде сентября Минэкономразвития опубликовало прогноз, на базе которого будет строиться бюджет страны на следующий год. В нем предусмотрены цена на нефть в IV квартале этого года примерно в 39 долларов за баррель и доллар по 70 рублей до конца текущего года. «Курс рубля сейчас, исходя из нефтяной конъюнктуры, равновесный. Вряд ли можно ожидать иного курса при такой нефти», – отмечает Алексей Улюкаев.
«Краткосрочно возможны экстремально низкие курсы рубля при обновлении пятилетних минимумов цен на нефть. Но вряд ли они достигнут трехзначных величин или будут продолжительными, – добавляет начальник аналитического отдела ИК “РУСС-ИНВЕСТ” Дмитрий Беденков. – В целом возможности ЦБ по стабилизации курса сейчас высоки. Это и резервы, и административные меры, показавшие свою эффективность в декабре».
Таким образом, если на мировом финансовом рынке не произойдет ничего экстраординарного, к концу года действительно следует ждать доллар по 70 рублей.
Недвижимость для жизни
Рассчитываемый Центром исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Индекс БН зафиксировал с начала года плавное снижение цен в рублях и долларах.
В ряде случаев на первичном рынке недвижимости происходит скрытое снижение цен за счет скидочных программ. Но встречаются и объекты с растущими ценами.
С другой стороны, многие участники рынка признают значительное снижение спроса. И до конца года ситуация вряд ли изменится.
Если же дополнительно рассматривать новостройки за городской чертой, снижение цен становится более заметным. Как считает руководитель аналитического центра компании «Главстрой-СПб» Петр Буслов, к концу 2015 года в Петербурге цены на строящуюся недвижимость в сегменте масс-маркет снизятся на 5-7% по сравнению с январскими. В дальнейшем, по мнению эксперта, динамика цен будет обусловлена спросом на строящееся жилье. В случае значительного снижения спроса можно ожидать ценовой коррекции в 2016 году в пределах 10-15%.
Иначе говоря, рынок недвижимости оказывается более предсказуемым, чем валютный рынок. Однако этим его плюсы пока и ограничиваются. Если к видимому снижению цен добавить инфляционные потери, цифры окажутся еще более ощутимыми.
Как инструмент сбережения накоплений рынок недвижимости потерял привлекательность. Частные инвесторы ушли, покупки совершаются исключительно для улучшения жилищных условий.